Проект: «Развитие пространственных представлений старших дошкольников в условиях реализации образовательной области « Познание»».
Образовательная область: познание
Вид проекта: практико – ориентированный, групповой
Участники проекта: дети, педагог группы, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Возраст детей, на которых рассчитан проект: 6 – 7 лет.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – апрель)
Актуальность. Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления и ориентировки напрямую влияют на уровень его общего и интеллектуального развития. Их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности, при освоении чтения, письма, в овладении математическими операциями.
Значение пространственной ориентации в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, их оптимального взаимодействия, накопления представлений об окружающем мире. Неслучайно проблеме формирования пространственных представлений у детей уделяли серьезное внимание в своих исследованиях известные представители как зарубежной, так и отечественной педагогики и психологии (Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская, Л.А. Венгер, Т.А. Мусейибова и другие).
Дети дошкольного возраста должны уметь ориентироваться на себе, в окружающей действительности, в двух- и трехмерном пространстве, быть готовыми к пониманию основ геометрии в школе, уметь ориентироваться на плоскости листа бумаги.
Формирование пространственных представлений, с одной стороны, составляет фундамент умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие пространственных отношений необходимо и для качественного освоения ребенком в детском саду и школе многих видов деятельности.
Гипотеза
Гипотезой исследования явились предположения о том, что у старших дошкольников возможно качественно повысить уровень представлений о пространстве при соблюдении ряда организационно-педагогических условий:
· реализации выстроенной системы педагогической работы по развитию пространственных представлений с опорой на разнообразные методы и приемы;
· выполнение рекомендаций воспитателя по выполнению детьми упражнений и заданий, направленных на формирование пространственных представлений;
· просвещение родителей средствами папок-передвижек «Занимательный диктант», «Готов ли ребенок к школе?»;
· пополнения и обновления развивающей среды согласно возрасту детей.
Ресурсы
- Материально-технические: маски и костюмы для проведения праздников и спортивных игр, спортивный инвентарь, дидактический материал для самостоятельной деятельности.
- Кадровые: взаимосвязь с инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем ДОУ.
- Информационные: методическая литература, различные энциклопедии для дошкольников, интернет – ресурсы.
- Нормативно-правовые: соблюдение СанПиН в плане режима, организации детской деятельности в ДОУ.
Цель – формирование пространственных представлений и практических ориентировок у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
· определять пространственное положение объектов относительно себя, другого объекта;
· ориентироваться по основным пространственным направлениям;
· ориентироваться на ограниченной плоскости и в пространстве;
· учить пользоваться пространственным словарем при определении положения предмета по отношению к себе, другому лицу (предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщенно отражающими знания о предметно-пространственном окружении – справа, слева, впереди, сзади, между и т.д.).
Принципы реализации проекта
- Целенаправленность процесса формирования пространственных представлений на основе возрастных особенностей детей;
- Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
- Единство содержания форм и методов работы ;
- Личностно-ориентированный подход в процессе формирования представлений о пространстве старших дошкольников;
- Принцип доступности;
- Принцип системности и последовательности.
Ожидаемый результат
- Сформированные пространственные представления у детей подготовительной к школе группы;
- Накопление большого багажа знаний о пространстве;
- Повышение компетенции родителей по вопросам развития пространственных представлений у старших дошкольников;
- Снижение тревожности и у детей и у родителей в условиях подготовки к обучению в школе;
- Методические подборки занятий, рекомендаций, игр, для детей, консультаций для родителей и педагогов по данной тематике.
План мероприятий по реализации проекта.
Подготовительный этап.
- Изучение методико-педагогической литературы по данной теме.
- Составление конспектов непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, по конструированию из бумаги (оригами), картотек дидактических, развивающих, подвижных игр с детьми, подборка графических диктантов.
- Разработка перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
- Педагогическая диагностика детей подготовительной к школе группы на начальном этапе.
- Обновление развивающей среды согласно возрасту детей.
Практический этап
- Реализация перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
- Апробирование новых форм работы с детьми.
- Консультация для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции в вопросах формирования пространственных представлений у старших дошкольников.
- Консультация для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в вопросах формирования пространственных представлений детей.
- Осуществление контроля реализации проекта.
Заключительный этап.
- Педагогическая диагностика детей на заключительном этапе.
- Обработка результатов реализации проекта.
- Оформление методических рекомендаций.
- Презентация проекта для педагогов дошкольного учреждения.
- Оформление выставки дидактических пособий и методических материалов.
Социальный эффект проекта:
Воспитанники:
- Умеют в повседневной жизни самостоятельно ориентироваться как в пространстве ( повороты налево, направо, кругом; при переходе проезжей части дороги посмотреть сначала налево, затем направо и т.д. ), так и на плоскости ( при сервировке стола расположение столовых приборов относительно тарелки, порядковый номер строки сверху или снизу страницы при чтении текста детьми «по цепочке» и т.д. ) ;
- Сформирован интерес к играм, развивающим пространственные представления детей ;
- Сформированы представления о пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
Диагностика уровня развития пространственных представлений
Направление развития пространственных представлений
|
Игры и упражнения
|
Содержание диагностического задания
|
Критерии оценки
|
Ориентировка в схеме собственного тела
|
Дидактическая игра «Покажи где…»
|
Покажи правой рукой левый глаз – левой рукой правое ухо
|
2 балла – выполняет все задания после однократного повторения
1 балл – выполняет задания частично, требуется помощь
0 баллов – задания не выполняет
|
Ориентировка в пространстве
|
Дидактическая игра «Следопыт»
|
Покажи предметы, которые находятся: впереди, сзади, вверху, внизу, справа вверху, слева внизу, справа внизу, слева вверху
|
2 балла – выполняет все задания после однократного повторения
1 балл – выполняет задания частично, требуется помощь
0 баллов – задания не выполняет
|
Понимание и употребление предлогов, выражающих пространственные отношения
|
Дидактическая игра «Птичка»
|
Скажи, где сидит птичка? (на ветке)
Скажи, где летит птичка? (над деревом)
Откуда вылетела птичка? (из гнезда)
Откуда слетела птичка? (с ветки)
|
2 балла – выполняет все задания после однократного повторения
1 балл – выполняет задания частично, требуется помощь
0 баллов – задания не выполняет
|
Ориентировка на листе бумаги
|
Дидактическая игра «Бабочка»
|
Посади бабочку в верхний правый угол, в нижний левый угол, в центр, в верхний левый угол.
|
2 балла – выполняет все задания после однократного повторения
1 балл – выполняет задания частично, требуется помощь
0 баллов – задания не выполняет
|
Ориентировка на листе в клетку
|
Дидактическая игра «Узор»
|
Поставь карандаш на точку. Начинай чертить: 2 клетки вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо. Дальше продолжи такой же узор.
|
2 балла – выполняет все задания после однократного повторения
1 балл – выполняет задания частично, требуется помощь
0 баллов – задания не выполняет
|
Мониторинг по предложенной схеме проводится дважды: в начале и в конце проекта. Если ребенок набрал:
- От 7 до 10 баллов – это высокий уровень, ребенок самостоятельно выполнил задания;
- От 1 до 6 баллов – это средний уровень (необходима помощь взрослого: уточняющие впросы, неоднократные повторения);
- 0 баллов – низкий уровень, ребенку задания недоступны.
Имя ребенка
|
Ориентировка в схеме собственного тела
|
Ориентировка в пространстве
|
Понимание и употребление предлогов, выражающих пространственные отношения
|
Ориентировка на листе бумаги
|
Ориентировка на листе в клетку
|
|
н/п
|
к/п
|
н/п
|
к/п
|
н/п
|
к/п
|
н/п
|
к/п
|
н/п
|
к/п
|
Лера Б.
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
с
|
в
|
в
|
в
|
Артем Б.
|
с
|
в
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
Давыд В.
|
с
|
с
|
с
|
в
|
с
|
с
|
с
|
в
|
с
|
в
|
Ростислав Г.
|
с
|
в
|
с
|
в
|
с
|
в
|
с
|
в
|
с
|
с
|
Данил Г.
|
в
|
в
|
в
|
в
|
с
|
с
|
в
|
в
|
в
|
в
|
Толик Г.
|
в
|
в
|
с
|
в
|
с
|
в
|
с
|
в
|
в
|
в
|
Анжела К.
|
в
|
в
|
с
|
с
|
с
|
в
|
с
|
в
|
в
|
в
|
Полина Л.
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
Вика М.
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
в
|
с
|
с
|
Ваня Н.
|
с
|
в
|
с
|
с
|
с
|
в
|
с
|
в
|
с
|
в
|
Ира Н.
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
Тимофей Н.
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
Саша П.
|
в
|
в
|
в
|
в
|
с
|
с
|
в
|
в
|
в
|
в
|
Вова П.
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
Юра Р.
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
Карина С.
|
в
|
в
|
с
|
в
|
с
|
в
|
с
|
в
|
с
|
в
|
Ева Т.
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
Соня Ф.
|
в
|
в
|
с
|
в
|
с
|
в
|
с
|
в
|
с
|
в
|
Тимур Ш.
|
с
|
с
|
с
|
в
|
с
|
в
|
с
|
с
|
с
|
с
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н/п – начало проекта, к/п – конец проекта; в – высокий уровень, с – средний уровень.
Результаты педагогической диагностики на подготовительном этапе проекта, направленного на развитие пространственных представлений детей подготовительной к школе группы следующие: высокий уровень – 40 %, средний уровень – 60%, низкий уровень – отсутствует.
Результаты диагностики на заключительном этапе проекта следующие: высокий уровень: - 70%, средний уровень – 30%, низкий уровень – отсутствует. В результате реализации проекта у старших дошкольников накоплен определенный багаж знаний о пространстве и сформированы в достаточной степени пространственные представления. Взаимодействие с родителями позволило повысить компетенцию последних в вопросах развития представлений о пространстве у детей подготовительной к школе группы и снизить тревожность как у детей, так и у родителей в условиях подготовки к обучению в школе.
Копилка игр, направленных на развитие пространственных представлений.
1. Ориентировка “на себе”; освоение “схемы собственного тела”
- Игра “Обезьянки”. Игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы.
- Игра “Путаница”. Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой - до левой пятки и т.д. Например: “Назови, что находится выше носа”, “Угадай, какую часть тела я загадала” и др.
2. Ориентирование в окружающем пространстве.
Игры на формировании ориентировки в окружающем пространстве с системой отсчета “от себя”:
- Игра “Что где находится?”.Ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз, предлагают открыть глаза, и опять просят показать правую руку, назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.
- Игра: “Что стоит внизу, наверху, (Кто стоит)”. Цель: знакомство с пространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов “на”, “под”, “рядом”.
- Игра “Колокольчик”. Все дети сидят на ковре, один из них – водящий, он закрывает глаза. Ведущий (воспитатель) отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.
- Игра “Робот”. Воспитатель предлагает детям представить, что они игрушки на пульте управления, которые умеют точно выполнять команды своего инструктора. Воспитатель подает команды: “Игрушки, сделайте два шага вперед, поворот налево. Руки за спину, один шаг назад. Руку правую вверх, три шага вперед и т.д.”
- Игра “Скажи наоборот”. Эту игру можно проводить как со всеми детьми, так и с 1-2. Воспитатель называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший знак (мяч, стрелка, фишка и т.п.), называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево – право, верх – низ, и т.д.
- Игра “Магазин”. Ребенок получает “покупку”, точно назвав местоположение предмета.
Игры на формирование ориентировки в окружающем пространстве с системой отсчета “от другого” и “от объекта”
- Игра “Что изменилось?” Цель: знакомство с тем, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху (слева), сможет оказаться внизу (справа), и наоборот.
- Игра “Контролер”. Ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры – пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади “контролера” с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. “Пассажиры” с красными билетами направляются “контролером” в левый автобус, а с зелеными в правый.
- Игра “Где я сяду?”. Цель – формирование умения занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).
- Игра “Угадай, где спрятано”. Цель – формирование способности по пространственным ориентирам найти нужный предмет.
3. Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве)
- Игра “Назови соседей”. Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов. Вариант 1: воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить: - что изображено справа от него, - что нарисовано под ним, - что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п. Вариант 2: воспитатель просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся: - в правом верхнем углу, - вдоль нижней стороны листа, - в центре листа, и т.п.
- Игра “Лабиринт”. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно.
- “Геометрический диктант”. Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения.
- Игра “Я еду на машине”. Перед каждым ребёнком лист бумаги (А4) и маленькая машинка. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, из центра листа машинка поехала в правый нижний угол, затем вдоль правой стороны в правый верхний угол, затем в левый нижний угол, к середине правой стороны и т.д.
- Игра “Укрась ёлку”. Цель – найти местоположение игрушки по инструкции педагога.
4. Игры на восприятие пространственных отношений между предметами
- Игра “Что где стоит?” Цель – установление пространственных отношений между предметами. (“Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка”).
- Игра “Давай меняться”. Цель – формирование умения определять свое местоположение по заданным ориентирам. Воспитатель даёт инструкции: например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.
- Игра “Да - нет”. Цель – формирование умения определять пространственное положение предмета. Например: “Я загадала предмет, а вы с помощью вопросов должны определить его местонахождение”. Дети задают вопросы: “Этот предмет находится справа? Справа у окна? Справа у розы? На подставке? В шкафу? На верхней полке?” и т.д.
- Игра “Волшебное дерево”. Цель – формирование умения отражать пространственные отношения между предметами в речи. Дети называют местоположение яблок, гусениц, облака по отношению к дереву.
- Игра “Найди магнит”. Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, – какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти “свой” магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.
- Игра “Новоселье”. Каждый из детей по очереди должен “заселить” дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т.д.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 83 г. Томска
Утверждено на педагогическом
совете № 2 от 22.11.12г.
Заведующий МАДОУ № 83
В.М. Антонова
Проект «Развитие пространственных представлений старших дошкольников в условиях реализации образовательной области « Познание»»
База реализации проекта: муниципальное автономное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 83 (подготовительная к школе группа № 8)
Автор проекта:
Захожих Оксана Геннадьевна,
воспитатель I кв. категории
СКАЧАТЬ |