Персональный сайт воспитателя МДОУ детского сада №31

Меню сайта
Друзья сайта
  • Wikipedia
  • Страна мастеров
  • Международный образовательный портал
  • Детский развлекательно-развивающий сайт
  • Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 40
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Для вас,педагоги » Проектная деятельность

    Проект.Пространство.

     

    Проект: «Развитие пространственных представлений старших дошкольников в условиях реализации образовательной области « Познание»».

    Образовательная область: познание

    Вид проекта: практико – ориентированный, групповой

    Участники проекта: дети, педагог группы, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

    Возраст детей, на которых рассчитан проект: 6 – 7 лет.

    Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – апрель)

    Актуальность. Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления и ориентировки напрямую влияют на уровень его общего и  интеллектуального развития. Их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности, при освоении чтения, письма, в овладении математическими операциями. 
    Значение пространственной ориентации в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования  деятельности органов чувств, их оптимального взаимодействия, накопления представлений об окружающем мире. Неслучайно проблеме формирования пространственных представлений у детей уделяли серьезное внимание в своих исследованиях известные представители как зарубежной, так и отечественной педагогики и психологии (Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская, Л.А. Венгер, Т.А. Мусейибова и другие). 
    Дети дошкольного возраста должны уметь ориентироваться на себе, в окружающей действительности, в двух- и трехмерном пространстве, быть готовыми к пониманию основ геометрии в школе, уметь ориентироваться на плоскости листа бумаги.

    Формирование пространственных представлений, с одной стороны, составляет фундамент умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие пространственных отношений необходимо и для качественного освоения ребенком в детском саду и школе многих видов деятельности. 
    Гипотеза

    Гипотезой исследования явились предположения о том, что у старших дошкольников  возможно качественно   повысить  уровень представлений о пространстве при соблюдении ряда организационно-педагогических условий:

    ·        реализации выстроенной системы  педагогической работы по развитию пространственных представлений с опорой на разнообразные методы и приемы;

    ·         выполнение рекомендаций воспитателя по выполнению детьми упражнений и заданий, направленных на формирование пространственных представлений;

    ·         просвещение родителей  средствами папок-передвижек «Занимательный диктант», «Готов ли ребенок к школе?»;

    ·         пополнения и обновления развивающей среды согласно возрасту детей.  

    Ресурсы

    • Материально-технические:   маски и костюмы для проведения праздников и спортивных игр, спортивный инвентарь, дидактический материал для самостоятельной деятельности.
    • Кадровые:  взаимосвязь с инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем ДОУ.
    • Информационные: методическая литература, различные энциклопедии для дошкольников, интернет – ресурсы.
    • Нормативно-правовые: соблюдение СанПиН в плане режима, организации детской деятельности в ДОУ.

    Цель – формирование пространственных представлений и практических ориентировок у детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    ·        определять пространственное положение объектов относительно себя, другого объекта;

    ·         ориентироваться по основным пространственным направлениям;

    ·         ориентироваться на ограниченной плоскости и в пространстве;

    ·        учить пользоваться пространственным словарем при определении положения предмета по отношению к себе, другому лицу  (предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщенно отражающими знания о предметно-пространственном окружении – справа, слева, впереди, сзади, между и т.д.).

    Принципы реализации проекта

    • Целенаправленность процесса формирования пространственных представлений на основе возрастных особенностей детей;
    • Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
    • Единство содержания форм и методов работы ;
    • Личностно-ориентированный подход в процессе формирования представлений о пространстве старших  дошкольников;
    • Принцип доступности;
    • Принцип системности и последовательности.

    Ожидаемый результат

    • Сформированные пространственные представления у детей подготовительной к школе группы;
    • Накопление большого багажа знаний о пространстве;
    • Повышение компетенции родителей по вопросам развития пространственных представлений у старших дошкольников;
    • Снижение тревожности и у детей и у родителей в условиях подготовки к обучению в школе;
    • Методические подборки занятий, рекомендаций, игр,  для детей, консультаций для родителей и педагогов по данной тематике.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    План мероприятий по реализации проекта. 

     

    Подготовительный этап.

    1. Изучение методико-педагогической литературы по данной теме.
    2. Составление конспектов непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, по конструированию из бумаги (оригами), картотек дидактических, развивающих, подвижных игр с детьми, подборка графических диктантов.
    3. Разработка перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
    4.  Педагогическая  диагностика детей подготовительной к школе группы на начальном этапе.
    5. Обновление развивающей среды согласно возрасту детей.

     

        

     

    Практический этап

    1. Реализация перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
    2. Апробирование новых форм работы с детьми.
    3. Консультация для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции в вопросах формирования пространственных представлений у старших дошкольников.
    4. Консультация для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в вопросах формирования пространственных представлений детей.
    5. Осуществление контроля реализации проекта.

     

     

      

    Заключительный этап.

    1. Педагогическая диагностика детей на заключительном этапе.
    2. Обработка результатов реализации  проекта.
    3. Оформление методических рекомендаций.
    4. Презентация проекта для педагогов дошкольного учреждения.
    5. Оформление выставки дидактических пособий и методических материалов. 

     

      

     Социальный эффект проекта:        

    Воспитанники:

    • Умеют в повседневной жизни самостоятельно ориентироваться как в пространстве ( повороты налево, направо, кругом; при переходе проезжей части дороги посмотреть сначала налево, затем направо и т.д. ), так и на плоскости  ( при сервировке стола расположение столовых приборов относительно тарелки, порядковый номер строки сверху или снизу страницы при чтении текста детьми «по цепочке» и т.д. ) ;
    • Сформирован интерес к играм, развивающим пространственные представления детей ;
    • Сформированы представления о пространстве у детей старшего дошкольного возраста.

    Диагностика уровня развития пространственных представлений

    Направление развития пространственных представлений

    Игры и упражнения

    Содержание диагностического задания

    Критерии оценки

    Ориентировка в схеме собственного тела

    Дидактическая игра «Покажи где…»

    Покажи правой рукой левый глаз – левой рукой правое ухо

    2 балла – выполняет все задания после однократного повторения

    1 балл – выполняет задания частично, требуется помощь

    0 баллов – задания не выполняет

    Ориентировка в пространстве

    Дидактическая игра «Следопыт»

    Покажи предметы, которые находятся: впереди, сзади, вверху, внизу, справа вверху, слева внизу, справа внизу, слева вверху

    2 балла – выполняет все задания после однократного повторения

    1 балл – выполняет задания частично, требуется помощь

    0 баллов – задания не выполняет

    Понимание и употребление предлогов, выражающих пространственные отношения

    Дидактическая игра «Птичка»

    Скажи, где сидит птичка? (на ветке)

    Скажи, где летит птичка? (над деревом)

    Откуда вылетела птичка? (из гнезда)

    Откуда слетела птичка? (с ветки)

    2 балла – выполняет все задания после однократного повторения

    1 балл – выполняет задания частично, требуется помощь

    0 баллов – задания не выполняет

    Ориентировка на листе бумаги

    Дидактическая игра «Бабочка»

    Посади бабочку в верхний правый угол, в нижний левый угол, в центр, в верхний левый угол.

    2 балла – выполняет все задания после однократного повторения

    1 балл – выполняет задания частично, требуется помощь

    0 баллов – задания не выполняет

    Ориентировка на листе в клетку

    Дидактическая игра «Узор»

    Поставь карандаш на точку. Начинай чертить: 2 клетки вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо. Дальше продолжи такой же узор.

    2 балла – выполняет все задания после однократного повторения

    1 балл – выполняет задания частично, требуется помощь

    0 баллов – задания не выполняет

     

    Мониторинг по предложенной схеме проводится дважды: в начале и в конце проекта. Если ребенок набрал:

    • От 7 до 10 баллов – это высокий уровень, ребенок самостоятельно выполнил задания;
    • От 1 до 6 баллов – это средний уровень (необходима помощь взрослого: уточняющие впросы, неоднократные повторения);
    • 0 баллов – низкий уровень, ребенку задания недоступны.

     

     

     

    Имя ребенка

    Ориентировка в схеме собственного тела

    Ориентировка в пространстве

    Понимание и употребление предлогов, выражающих пространственные отношения

    Ориентировка на листе бумаги

    Ориентировка на листе в клетку

     

    н/п

    к/п

    н/п

    к/п

    н/п

    к/п

    н/п

    к/п

    н/п

    к/п

    Лера Б.

    в

    в

    в

    в

    в

    в

    с

    в

    в

    в

    Артем Б.

    с

    в

    с

    с

    с

    с

    с

    с

    с

    с

    Давыд В.

    с

    с

    с

    в

    с

    с

    с

    в

    с

    в

    Ростислав Г.

    с

    в

    с

    в

    с

    в

    с

    в

    с

    с

    Данил Г.

    в

    в

    в

    в

    с

    с

    в

    в

    в

    в

    Толик Г.

    в

    в

    с

    в

    с

    в

    с

    в

    в

    в

    Анжела К.

    в

    в

    с

    с

    с

    в

    с

    в

    в

    в

    Полина Л.

    в

    в

    в

    в

    в

    в

    в

    в

    в

    в

    Вика М.

    с

    с

    с

    с

    с

    с

    с

    в

    с

    с

    Ваня Н.

    с

    в

    с

    с

    с

    в

    с

    в

    с

    в

    Ира Н.

    в

    в

    в

    в

    в

    в

    в

    в

    в

    в

    Тимофей Н.

    в

    в

    в

    в

    в

    в

    в

    в

    в

    в

    Саша П.

    в

    в

    в

    в

    с

    с

    в

    в

    в

    в

    Вова П.

    с

    с

    с

    с

    с

    с

    с

    с

    с

    с

    Юра Р.

    с

    с

    с

    с

    с

    с

    с

    с

    с

    с

    Карина С.

    в

    в

    с

    в

    с

    в

    с

    в

    с

    в

    Ева Т.

    в

    в

    в

    в

    в

    в

    в

    в

    в

    в

    Соня Ф.

    в

    в

    с

    в

    с

    в

    с

    в

    с

    в

    Тимур Ш.

    с

    с

    с

    в

    с

    в

    с

    с

    с

    с

                           

    н/п – начало проекта, к/п – конец проекта; в – высокий уровень, с – средний уровень.

    Результаты педагогической диагностики на подготовительном этапе проекта, направленного на развитие пространственных представлений детей подготовительной к школе группы следующие: высокий уровень – 40 %, средний уровень – 60%, низкий уровень – отсутствует.

    Результаты диагностики на заключительном этапе проекта следующие: высокий уровень: - 70%, средний уровень – 30%, низкий уровень – отсутствует. В результате реализации проекта у старших дошкольников накоплен определенный багаж знаний о пространстве и сформированы в достаточной степени пространственные представления. Взаимодействие с родителями позволило повысить компетенцию последних в вопросах развития представлений о пространстве у детей подготовительной к школе группы и снизить тревожность как у детей, так и у родителей в условиях подготовки к обучению в школе.   

     

    Копилка игр, направленных на развитие пространственных представлений.

     

    1. Ориентировка “на себе”; освоение “схемы собственного тела”

    • Игра “Обезьянки”. Игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы.
    • Игра “Путаница”. Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой - до левой пятки и т.д. Например: “Назови, что находится выше носа”, “Угадай, какую часть тела я загадала” и др.

    2. Ориентирование в окружающем пространстве.

     Игры на формировании ориентировки в окружающем пространстве с системой отсчета “от себя”:

    •  Игра “Что где находится?”.Ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз, предлагают открыть глаза, и опять просят показать правую руку, назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.
    • Игра: “Что стоит внизу, наверху, (Кто стоит)”. Цель: знакомство с пространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов “на”, “под”, “рядом”.
    • Игра “Колокольчик”. Все дети сидят на ковре, один из них – водящий, он закрывает глаза. Ведущий (воспитатель) отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.
    • Игра “Робот”. Воспитатель предлагает детям представить, что они игрушки на пульте управления, которые умеют точно выполнять команды своего инструктора. Воспитатель подает команды: “Игрушки, сделайте два шага вперед, поворот налево. Руки за спину, один шаг назад. Руку правую вверх, три шага вперед и т.д.”
    • Игра “Скажи наоборот”. Эту игру можно проводить как со всеми детьми, так и с 1-2. Воспитатель называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший знак (мяч, стрелка, фишка и т.п.), называет  ориентир, противоположный по значению. Например: лево – право, верх – низ, и т.д.
    • Игра “Магазин”. Ребенок получает “покупку”, точно назвав местоположение предмета.

     Игры на формирование ориентировки в окружающем пространстве с системой отсчета “от другого” и “от объекта”

    • Игра “Что изменилось?” Цель: знакомство с тем, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху (слева), сможет оказаться внизу (справа), и наоборот.
    • Игра “Контролер”. Ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры – пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади “контролера” с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. “Пассажиры” с красными билетами направляются “контролером” в левый автобус, а с зелеными в правый.
    • Игра “Где я сяду?”. Цель – формирование умения занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).
    • Игра “Угадай, где спрятано”. Цель – формирование способности по пространственным ориентирам найти нужный предмет.

            

    3. Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве)

    • Игра “Назови соседей”. Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов. Вариант 1: воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить: - что изображено справа от него, - что нарисовано под ним, - что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п. Вариант 2: воспитатель просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся: - в правом верхнем углу, - вдоль нижней стороны листа, - в центре листа, и т.п.
    • Игра “Лабиринт”. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно.
    • “Геометрический диктант”. Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения.
    • Игра “Я еду на машине”. Перед каждым ребёнком лист бумаги (А4) и маленькая машинка. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, из центра листа машинка поехала в правый нижний угол, затем вдоль правой стороны в правый верхний угол, затем в левый нижний угол, к середине правой стороны и т.д.
    • Игра “Укрась ёлку”. Цель – найти местоположение игрушки по инструкции педагога.

    4. Игры на восприятие пространственных отношений между предметами

    • Игра “Что где стоит?” Цель – установление пространственных отношений между предметами. (“Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка”).
    • Игра “Давай меняться”. Цель – формирование умения определять свое местоположение по заданным ориентирам. Воспитатель даёт инструкции: например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.
    • Игра “Да - нет”. Цель – формирование умения определять пространственное положение предмета. Например: “Я загадала предмет, а вы с помощью вопросов должны определить его местонахождение”. Дети задают вопросы: “Этот предмет находится справа? Справа у окна? Справа у розы? На подставке? В шкафу? На верхней полке?” и т.д.
    • Игра “Волшебное дерево”. Цель – формирование умения отражать пространственные отношения между предметами в речи. Дети называют местоположение яблок, гусениц, облака по отношению к дереву.
    • Игра “Найди магнит”. Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, – какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти “свой” магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.
    • Игра “Новоселье”. Каждый из детей по очереди должен “заселить” дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т.д.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 83 г. Томска

     

    Утверждено на педагогическом

     совете № 2 от 22.11.12г.

    Заведующий МАДОУ № 83                        

        В.М. Антонова

     

     

     

     

    Проект «Развитие пространственных представлений старших дошкольников в условиях реализации образовательной области « Познание»»

    База реализации проекта: муниципальное автономное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 83 (подготовительная к школе группа № 8)

     

     

     

     

    Автор проекта:

     Захожих Оксана Геннадьевна,

    воспитатель I кв. категории

    СКАЧАТЬ

    Категория: Проектная деятельность | Добавил: Arty3Arty4 (06.01.2015)
    Просмотров: 2360
    Всего комментариев: 0
    Вход на сайт
    Поиск

    Copyright MyCorp © 2024