Персональный сайт воспитателя МДОУ детского сада №31

Меню сайта
Друзья сайта
  • Wikipedia
  • Страна мастеров
  • Международный образовательный портал
  • Детский развлекательно-развивающий сайт
  • Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 40
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Умение правильно общаться

    Умение правильно общаться, то есть налаживать доброжелательные, партнерские, бесконфликтные отношения  с окружающими является важнейшей составляющей при оценке личности. Представим себе первоклассного специалиста, постоянно ссорящегося с коллегами или владельца крупной фирмы, обманувшего своих партнеров… Такие люди ни при каких обстоятельствах не могут рассчитывать на доверие, уважение, признание окружающих, а следовательно, никогда не будут по-настоящему счастливы. Поэтому не случайно важнейшими задачами, стоящими перед дошкольными педагогами, являются следующие:

    - помочь детям обрести нравственные ориентиры и принципы;

    - приобщить к миру человеческих ценностей;                                                                                                                   

    - дать знания моральных норм и правил;

    - сформировать навыки общения, уверенность в своих силах.

    Так что же такое способность общаться - это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя следующие составляющие:

    - желание вступать в контакт с окружающими;

    - умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать;

    - знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

    Всему этому ребенок учится в семье, со сверстниками и во взаимодействии со взрослыми.

    Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье. Если малыш получает ласку от близких, видит их улыбки, слышит приветливые голоса, доброжелательные обращения друг к другу и к нему, он испытывает эмоционально-положительные чувства. Это важный фактор в установлении первых человеческих контактов. Общение «ребенок-родители» происходит повседневно в различных жизненных ситуациях. Например:

    Задушевная беседа. Что может сравниться по силе ее влияния на ребенка! Где еще она может быть такой откровенной и доверительной как не в кругу близких людей: вместе посидеть, поговорить, помечтать, посоветоваться, расспросить друг друга. Лучшие часы и минуты семейного досуга память ребенка сохраняет на всю жизнь.

    Развлечения в кругу семьи украшают жизнь ребенка, вселяют в него оптимизм, умение радоваться, воспринимать шутку. Турнир в шашки, шахматы, игры в лото, настольный хоккей или футбол, различные словесные игры, развивающие смекалку, юмор-все это наполняет жизнь ребенка особым содержанием, содействует сближению взрослого с ребенком. Общение «ребенок-родители»-это диалог двух сторон, выраженный не только в словах, но и в чувствах, действиях, отдельных реакциях: взгляде, жесте, вздохе, молчании.

    Совместная деятельность взрослого с ребенком, будь то игра, занятие, труд, должна стать предметом разговора с ним. Благодаря такому общению решаются важные педагогические задачи: умение ребенка излагать свои мысли, развитие творческой фантазии, инициативности, уточнение знаний, поддержание интереса к деятельности.

    Особую положительную нагрузку несут семейные праздники, которые объединяют всех членов семьи вокруг общих дел. Сколько приятных воспоминаний оставляет ребенку удавшийся день рождения. Праздничная атмосфера еще долго наполняет детские будни. Ребенок вспоминает сказанные о нем добрые слова, он пересматривает подарки. Однако ребенок должен знать, что бывает не только «его» праздник, но и мамин, папин, бабушкин, дедушкин, сестры или брата, что праздник этот общесемейный. Важно, чтобы любое семейное торжество обогащало духовный мир ребенка, развивало в нем умение радоваться. Дети не должны быть лишь «потребителями» радостей, они должны уметь радовать других.

    Таким образом, если общение, при котором ребенок проявляет нравственную активность, приносит ему  удовлетворение и радость, то это развивает в нем оптимизм и веру в свои возможности. А они так необходимы ребенку при взаимодействии со сверстниками.

    Любая деятельность в детской группе – игра, труд, развлечение - приобретает для ребенка особое содержание при условии, что у него есть партнер. Ценно то, что дети самостоятельно решают, во что и как играть, планируют ход действий, прикидывают, как поступить в спорных случаях: отнять или попросить, поделиться или единолично владеть чем-либо; пожаловаться на товарища или попытаться договориться. В детском коллективе ребенок учится строить отношения, обогащается опытом, вырабатывает характер.

    У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения: театрализованная деятельность, прошедший утренник, новая игрушка побуждают детей к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам. Общение  «ребенок-ребенок», «ребенок - дети»  идет по собственному побуждению, так как жизнь в обществе сверстников ставит ребенка в условия делать что-то вместе: трудиться, играть, обсуждать, рисовать, проявлять заботу о ком-либо. В детском саду он чувствует себя самостоятельнее и взрослее, чем дома, среди близких. Здесь он ощущает равенство с другими, увлеченный игрой или общим делом, может проявить вежливость, выдержку, терпение, инициативу, дисциплинированность.

    Желание подражать тому или иному сверстнику приводит к возникновению дружеских отношений. Воспитательное значение детской дружбы велико. Общаясь, дети на практике закрепляют и выверяют, что значит поступать хорошо или плохо. Выручить, помочь, посочувствовать, успокоить, проявить внимание, поделиться, поступиться своим интересом ради друга - хорошо. Схитрить, обидеть, утаить, отступить от правил, наябедничать, пожадничать - достойно осуждения. Общий замысел, возникающий в процессе игр и совместных дел, вызывает необходимость договариваться между собой, ориентироваться  на партнера, прислушиваться к его мнению, вместе намечать план действий. Каждый учится вести себя соответственно складывающимся ситуациям, уважать своего партнера и стараться не ссориться.

    Благотворное влияние на детские отношения оказывает художественная литература с ее положительными героями, на которых хотят быть похожими дети. Можно использовать следующие произведения: «Вовка - добрая душа!» А.Барто, «Петя-молодец!» О.Секора, «Самое лучшее» В.Донниковой.

    Нужные черты личности формируются успешно в результате общения детей с разными характерами. Медлительный, уравновешенный ребенок благотворно действует на неугомонного, сдерживая его чрезмерную подвижность своей размеренностью, а медлительный становится более активным  благодаря энергии своего товарища. Важно, чтобы ребенок вступал в самые разнообразные отношения, где он станет уступать другим и где ему будут уступать, где он будет лидерствовать и выполнять второстепенные роли.

    К концу дошкольного возраста ребенок должен уметь вести себя в отношениях с другими детьми, руководствуясь следующими правилами:

    - хочешь, чтобы с тобой дружили старайся не ссориться;

    - проявляй заботу о своем товарище, не оставляй его в беде;

    - если к тебе в дом пришел товарищ, прояви гостеприимство, будь учтив, не спорь, не жадничай, умей предложить игрушки, увлечь интересными играми;

    - если ты пришел в дом к другу, веди себя скромно, не будь навязчив, не претендуй на те игрушки, которые тебе не предназначены;

    - если хочешь, чтобы тебя приняли в игру незнакомые дети, умей вежливо обратиться к ним с просьбой, не диктуй им своих условий.

    Развитие коммуникативных способностей детей невозможно без развития культуры речи, так как речь-это одно из основных средств коммуникаций. Какие же в этой связи возникают задачи? Необходимо формировать культуру речи ребенка, т.е. учить его четко и ясно произносить слова; правильно и понятно для окружающих излагать мысль; вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой; не перебивать говорящих; внимательно слушать инструкции старших; говорить без крика, владея силой голоса и различными интонациями.

    Но нельзя формировать у детей культуру речи в отрыве от развития речи. Если у ребенка плохо развита речь, то ему трудно выразить свои мысли, обратиться с просьбой, быть интересным собеседником, чувствовать себя непринужденно во время общения.  В средней группе для развития речи детей используются разнообразные формы речевого общения: разговор с каждым ребенком в отдельности, учить называть взрослых /  педагогов, родителей/ по имени и отчеству; вежливо здороваться и прощаться; благодарить, обращаться с просьбой, которые побуждают к тому, чтобы ребенок изъяснялся при помощи слова, а не жеста. Детей учат чисто произносить звуки и слова, правильно делая в них ударения, отвечать короткими и законченными предложениями, правильно употреблять слова для выражения своих просьб, потребностей и действий. Педагог связывает эти требования с подготовкой детей к школе и объясняет родителям, насколько важно, чтобы будущие первоклассники правильно произносили слова согласно нормам литературного языка, умел говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Случается, что у ребенка запас слов опережает формирование конкретных представлений. Это наблюдается тогда, когда взрослые общаются с ребенком о недоступных для него явлениях малопонятными словами. В дальнейшем ребенок произносит их не к месту, не осмысливая их значения. Со временем формируется привычка к пустословию. Дети должны понимать смысл каждого нового слова, помочь узнать его значение-обязанность взрослого.

    Знакомство с новыми и закрепление уже известных слов можно проводить в разных формах. Дети с удовольствием играют в словесные игры, такие как «Скажи наоборот», «Подскажи словечко», «Закончи предложение», «Назови ласково», «Я знаю пять…» и другие.

    Детская художественная литература, поговорки, пословицы обогащают речь ребенка и способствуют его проникновению в суть родного языка. Знакомя детей с художественными произведениями и русским фольклором, важно чувствовать художественную выразительность слова, его образность, меткость, поэтическую напевность. При чтении текстов можно выделять интонацией отдельные эпитеты, сравнения, которые углубят художественное воздействие родного слова. Необходимо развивать у детей интонационные оттенки разговорной речи, выражающие спокойствие, просьбу, удивление, радость, неудовольствие.

    Важно отличать развязность от непринужденности, застенчивость от неумения держать себя во время разговора. Необходимо относиться чутко к слову ребенка, поддерживать его стремление вступать в разговор со взрослыми, при необходимости управлять его поведением: постараться придать разговору такой характер, при котором робкий ребенок чувствовал бы себя раскованно, а развязный более сдержанно.

    Также важно развивать умение детей не только правильно говорить, но и внимательно выслушивать собеседника, поддерживая с ним диалог: молчать, когда это необходимо (в процессе непосредственно образовательной  деятельности, на культурно-зрелищных мероприятиях, дома, когда отдыхают взрослые или спит малыш). Воспитание живого и тактичного собеседника - одна из важных задач, которая должна решаться при развитии коммуникативных способностей детей на протяжении всего дошкольного периода. И к моменту перехода в школу дети четко знают доступные их пониманию правила, помогающие овладеть культурой общения как со взрослыми, так и со сверстниками:

    - здоровайся при встрече с друзьями и знакомыми, уходя, не забывай прощаться;

    - если к тебе обратились с вопросом, отвечай вежливо, полнм ответом;

    - внимательно выслушивай инструкции взрослых;

    - умей выслушивать других: сначала послушай, что скажут, а потом говори сам;

    - не забывай извиняться за допущенную оплошность;

    - будь благодарным за оказанную тебе помощь, внимание, заботу;

    - если обращаешься с вопросом, просьбой, извинением, не забывай о слове «пожалуйста». Помни, что не всякая твоя просьба может быть исполнена. Если тебе отказывают, не настаивай, не будь назойливым;

    - всегда помни о «волшебных» словах;

     - не перебивай разговор взрослых. Если тебе что-то срочно необходимо сказать, то произнеси «Извините, пожалуйста…» и, дождавшись разрешения, обратись с просьбой;

    - во время разговора веди себя спокойно, не размахивай руками, не гримасничай, не допускай крикливости;

    - вежливо разговаривай с мамой, папой, бабушкой, дедушкой и другими членами семьи;

    - умей молчать, когда это необходимо;

    - не разговаривай громко там, где другие читают, занимаются своими делами, а также в транспорте, на улице. Этим ты нарушаешь покой окружающих, показываешь им свое неуважение. За это и тебя не станут уважать;

    - если услышал новое слово, которое тебе непонятно, обратись за разъяснением к старшим. Не произноси тех слов, смысл которых тебе не ясен.

    Таким образом, в процессе развития коммуникативных способностей  детей дошкольного возраста большое значение имеет правильное педагогическое общение взрослых  с детьми в различных жизненных ситуациях, педагогов с детьми и, как итог, взаимодействие детей между собой. И от того, как ребенок научиться общаться с окружающими в период дошкольного детства будет зависеть формирование его успешной личности. Недаром мудрость гласит: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу».        

     

    Вход на сайт
    Поиск
    Календарь
    «  Май 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031

    Copyright MyCorp © 2024